Адаптация ребенка к школе
Ребенок идет в школу, а такое ощущение складывается, что вся семья идет в первый класс. Все волнуются и переживают – мама, папа, дедушки и бабушки. Обстоятельные сборы будущего первоклассника напоминают сбор в дальнюю экспедицию: все нужно взять и предусмотреть.
От того, насколько ответственно родители отнесутся не только к сбору рюкзака своего ребенка, но и к его моральной подготовке, адаптации к новому режиму дня, зависит здоровье и успеваемость вашего чада.
Начинать приспосабливать организм сына или дочери к предстоящему режиму школьного дня можно уже за полгода до заветной даты. Лучше всего делать это за два-три месяца до школы.
Привыкание к новым условиям проходит несколько этапов. И первые недели все психологические и физические изменения условий, будут восприниматься во многом в штыки, организм будет реагировать остро. Это может послужить причиной заболеваний. Затем постепенно организм приспособится, может, правда, в этот период пропадать сон или аппетит. И в итоге – полная адаптация. Не стоит недооценивать важность этого времени в жизни ребенка, а также тот стресс, которому он подвергается, попадая в абсолютно новую среду. Поэтому будьте внимательны и отзывчивы и не игнорируйте жалобы детей на усталость, головную боль, отсутствие сна.
Что делать?
Лучше сразу после школы забрать ребенка из школы, а не оставлять на продленке, это поможет снизить время пребывания в стрессовом состоянии, даже если оно подсознательное. Сон должен длиться не меньше одиннадцати часов ночью, можно, еще добавить и дневной сон. Ребенку нужна ваша поддержка: он должен понимать, что вы его все равно любите, даже если в школе может что-то не складываться.
Психологическая составляющая
Если ребенок уже психологически готов к тому, что раньше он играл, а теперь должен учиться, то привыкание пройдет довольно быстро и без особых проблем. Это чаще происходит в шесть лет, чем в семь. Тем не менее, часть детей все еще бывает не готова к таким радикальным переменам. Они с трудом понимают или не понимают вообще смысл обучения, не могут долго концентрироваться на одном и слушать учителя, постоянно отвлекаются.
Дети не сразу понимают, почему учитель – это авторитет, им сложно делать то, что требуют, а не то, что так хочется. Им сложно сдерживать свои порывы и говорить только после разрешения, а не выкрикивать свои мысли и ответы вслух.
Если процесс привыкания слишком долог, то вероятно причина того кроется в воспитании ребенка. Тут одно из двух: либо ему позволяли все, либо ничего.
Фактором того, что все сложилось успешно, и адаптация уже прошла, будет исчезновение страхов ребенка, его неуверенности. Также хороший знак – у него появились друзья в классе.