Саморазвитие
По современным данным, развитием и ростом человека как живого, полноценного организма оперирует программа, которая передаёт особые молекулярные (генные) импульсы. Процесс подобного программного «самобиологического» развития зависит от воздействия среды, в которой этот процесс социализации происходит, в которой человек действует и живет.
В процессе жизнедеятельности человек приобретает определенные качества и опыт, он начинает самостоятельно выбирать средства и цели деятельности, управлять ею, развивая и совершенствуя свои способности. Именно этот процесс называется саморазвитием или развитием. Важнейшим для педагогов фактом является то, что развитие человека зависит отнюдь не только от воздействия окружающей среды и заложенной в нем особой, биологической программы, а ещё и от его интересов, опыта, потребностей, способностей.
Саморазвитие происходит в основной мере на эмоциональном и подсознательном уровнях. Педагогическое задание состоит именно в том, чтобы школьник осознал происходящие процессы, управлял ими и умел ставить цели. Школьник должен уметь и хотеть самосовершенствоваться. Общепризнанно, что развитие нравственной потребности — это направление саморазвития личности.
Особенно выделяются из общей массы высшие человеческие потребности — духовные и социальные: в самоутверждении, познании, самовыражении, самоопределении, безопасности, самоактуализации. Тактика действия таких потребностей — реализация, познание и испытание своих возможностей.
По некоторым причинам внутренняя мотивация оказывает очень мощное воздействие на поведение и поступки человека, её нужно использовать в учебных и воспитательных процессах. Необходимость самосовершенствования — это важнейшая задача развития ученика в воспитательно-учебном процессе. На сегодняшний день, в системе классно-урочной педагогики, главная цель — это саморазвитие личности.
Оно делится на несколько задач и целей:
Области воспитания:
- формирование веры в самого себя;
- развитие волевой, нравственной и эстетической сфер личности;
- осуществление индивидуального общения с каждым учеником, в воспитательном, а так же учебном процессах;
- создание стимулирующей среды для самосовершенствования учащихся.
Области обучения:
- формирование обще учебных умений, знаний, навыков;
- формирование развития креативного мышления и творческих качеств личности.