Практика управления воспитанием ребенка
Результативное управление в обществе очень редко встречается. Начиная с раннего детства, младенец учится управлять своими родителями, особенно бабушками и дедушками. Проходя путь из детства до настоящего момента рычаги управления постепенно теряются. Это и является причиной протеста на всевозможные попытки научить, воспитать, заставить человека. Так происходит и в педагогической работе с детьми. Поэтому остро встает вопрос поиска эффективных технологий воспитания.
Традиционная педагогика использует прямые способы управления. Этот метод реализуется с помощью информации, как способа передачи указаний для исполнения, принуждения, когда при несознательности воспитанника необходимо вынуждать его выполнять указания, проверки и оценки результата для сравнения с исходным заданием.
Методы прямого управления эффективны, но они ограничивают свободу ребенка. Однако, в процессе становления личности, свобода является обязательной необходимостью. Не ограничивает свободу учащихся косвенное воздействие. Эта технология менее распространена и была внедрена В.П. Вахтеровым. Он рекомендовал управлять воспитанниками косвенными способами: учебой, чтением, прогулками, беседами, играми и др.
Если рассматривать воспитание как процесс становления личности следует обратить внимание на то, что управление должно быть мягким, адаптированным, отличающимся от управления в обучении. Этого можно добиться через принципы опосредованного управления, т.е. через среду. В таком воспитании среда является средством, а результаты зависят от качества среды. Смысл сводится к тому, что управляющий своими действиями изменяет среду так, чтобы превратить ее в средство управления.
Опосредованное управление влияет на объект мягко, так как влияние среды на него незаметно, естественно и эффективно, в отличие прямых действий управляющего субъекта. Такое воздействие непосредственное и «деликатное», так как открыто не навязывает кому-либо волю управляющего.
В методе опосредованного управления педагог сначала изменяет среду, надеясь на то, что среда выполнит свои функции по изменению личности ребенка. Такие действия субъекта управления по отношению к ребенку считаются непрямыми.
К таким действиям можно причислить создание культурно-образовательной среды; объединение педагогического, родительского и ученического составов для решения вопросов воспитания; оформление стендов, залов; оснащение кабинетов.
Управление может быть продуктивным только в том случае, если оно сбалансировано с внутренней природой управляемого объекта. Правильная комбинация прямого, косвенного и непрямого воздействия на человека – важная задача для того, кто берется за формирование и развитие гармоничной личности.