Как помочь первокласснику подружиться с детьми?
Школа – это совершенно новое непривычное для ребенка место. Правила там отличаются от правил в садике, да, и дети новые. Все нужно начинать заново и то, как сложатся отношения с одноклассниками и учителями, будет оказывать влияние на желание учиться и общее отношение к школе ребенка. Родители должны поддерживать свое чадо на новом пути школьника, объясняя, почему так в школе делать можно, а так нельзя. Но и им самим стоит знать некоторые психологические особенности детей этого возраста.
Реакцией ребенка на попадание в незнакомый коллектив может стать повышенная враждебность и агрессия или же замкнутость, нежелание общаться. Дополнительным стрессом для детей становятся и возросшие нагрузки.
Может случится и так, что ребенок, который был любимцем всех в детском саду, превратится в изгоя в школе. Поэтому обращайте внимание на его настроение, расспрашивайте, с кем он подружился, какие дети в классе, как они относятся к нему.
Первоначально решающим фактором отношения других детей в классе к ребенку, зависит от одобрений учителям. Дружить стремятся с тем, кого больше всех хвалит педагог. Постепенно мнение учителя перестает играть такую важную роль, и отношения складываются под влиянием общих интересов. Так класс делится на группки по интересам.
Если же ребенок не нашел себе места в такой группе или не подружился с кем-нибудь из одноклассников, то он начнет чувствовать себя неуютно. Он не будет включен в общественную жизнь класса, а потому либо больше замкнется в себе, либо будет проявлять враждебность к другим детям. Заметив первые звоночки, учитель и родители должны помочь ребенку, но делать это нужно деликатно.
Причинами, по которым общение со сверстниками у ребенка не складывается, могут быть излишняя скромность или агрессивность, сильное отставание в учебе. Также этому могут способствовать физические особенности – заикание, косоглазие. Или же тот факт, что ребенок еще психологически не созрел для школы.
Сложнее всего приспособиться к новым условиям и коллективу бывает детям, которые не ходили в детский сад. У них нет или почти нет опыта подобных отношений. В этом случае нужно перед походом ребенка в школу особое внимание уделить его психологической подготовке. К возрасту шести лет ребенок должен знать, как вести себя в группах. Учите его правилам поведения, ходя на детские площадки, в гости.
Если ребенок очень стесняется, устройте праздник и пригласите несколько ребят из класса. Агрессивному же ребенку, нужно постоянно объяснять, почему не нужно себя так вести с другими детьми. Стоит знать, что в первые месяцы уклон в одну или другую сторону в поведении является обычным явлением, проходящим со временем.