Дизорфография у детей

25.04.2013

 Дизорфография у детей

По статистике за последние годы увеличивается количество детей, испытывающих затруднения в освоении предметов по русскому языку в школах. Проблемы с грамотностью отрицательно сказываются на личности ребенка, а также усложняют процесс школьной и социальной адаптации. Без соответствующей работы над данным вопросом ситуация может усугубиться и симптомы дизорфографии у школьника закрепятся. Дизорфография – это стойкое отсутствие способности применения орфографических правил при написании.

Дети с дизорфографией не могут увидеть сложное для написания место в слове или подобрать для него проверочную форму, таким образом, ребенок, зная правило, не может применить его на практике. Дети с дизорфографией делают ошибки при морфологическом разборе, что свидетельствует об отсутствии понятия различия лексического и грамматического значения слов. Также они испытывают трудности при определении рода, числа, склонения, спряжения, т.е. тех понятий, которые свидетельствуют о способности к обобщению.

Больше всего ошибки проявляются в самостоятельной письменной работе (пересказ, сочинение, рассказ). Здесь ученики не могут определить основной смысл прочитанного или услышанного текста, выделить главное и второстепенное в нем.

У школьника с данной проблемой не развиты некоторые неречевые психические функции, такие как способность к анализу, сравнению, обобщению, систематизации, у него низкое речеслуховое восприятие. У ребенка возникают трудности с вниманием и концентрацией, а также переключением между разными видами работы.

Подобные нарушения необходимо отличать от затруднений, которые возникают от пропусков занятий, ошибок в методике обучения, при этом учащиеся также допускают много орфографических ошибок. Такая безграмотность устраняется при работе над неусвоенным материалом.

При больших нагрузках в школе, еще не сформировавшаяся психика ребенка может переутомляться, что также может вызвать дизорфографию.

При языковой безграмотности детей не всегда присутствуют нарушения в устной речи. Согласно сегодняшним представлениям дизорфография наблюдается из-за затруднений в усвоении морфологического принципа русского языка. Этот принцип подразумевает применения словообразовательного анализа, выделения в словах морфем. Усвоение морфологического принципа подразумевает наличие развитой правильной речи и сформировавшихся языковых умений.

Одним словом, дизорфографическое нарушение вызвано отсутствием у школьников основных базовых элементов грамотности, к которым в первую очередь относится грамотная речь и базирующееся на ней языковое чутье, способность работать с языковыми единицами, а также психическая поддержка этой работы, имеется в виду сопутствующие речевой и письменной деятельности мыслительные процессы.

Вам будет интересно

В российских школах появятся цифровые библиотеки и онлайн-меню
Компания «Просвещение» создаст единую цифровую среду для учеников и ...
19.06.2019
На форуме учителей обсудили связь между образованием и инвестпотенциалом региона
На форуме учителей обсудили связь между образованием и инвестпотенциалом ...
23.05.2019
Выборг Форум учителей
В Выборге начался Всероссийский форум «Педагог: профессия, призвание, ...
21.05.2019
Электронный дневник. Его преимущества
Абсолютно все родители мечтают, что бы их ребенок вырос здоровым и ...
08.04.2018
Электронный дневник и его польза для родителей
Любой родитель заинтересован в том, чтобы его ребенок был успешным, и ...
17.02.2018
Зачем на дипломе и аттестате нужен апостиль
Высшее образование играет важную роль в жизни человека, который хочет ...
02.10.2017