Дизорфография у детей

25.04.2013

 Дизорфография у детей

По статистике за последние годы увеличивается количество детей, испытывающих затруднения в освоении предметов по русскому языку в школах. Проблемы с грамотностью отрицательно сказываются на личности ребенка, а также усложняют процесс школьной и социальной адаптации. Без соответствующей работы над данным вопросом ситуация может усугубиться и симптомы дизорфографии у школьника закрепятся. Дизорфография – это стойкое отсутствие способности применения орфографических правил при написании.

Дети с дизорфографией не могут увидеть сложное для написания место в слове или подобрать для него проверочную форму, таким образом, ребенок, зная правило, не может применить его на практике. Дети с дизорфографией делают ошибки при морфологическом разборе, что свидетельствует об отсутствии понятия различия лексического и грамматического значения слов. Также они испытывают трудности при определении рода, числа, склонения, спряжения, т.е. тех понятий, которые свидетельствуют о способности к обобщению.

Больше всего ошибки проявляются в самостоятельной письменной работе (пересказ, сочинение, рассказ). Здесь ученики не могут определить основной смысл прочитанного или услышанного текста, выделить главное и второстепенное в нем.

У школьника с данной проблемой не развиты некоторые неречевые психические функции, такие как способность к анализу, сравнению, обобщению, систематизации, у него низкое речеслуховое восприятие. У ребенка возникают трудности с вниманием и концентрацией, а также переключением между разными видами работы.

Подобные нарушения необходимо отличать от затруднений, которые возникают от пропусков занятий, ошибок в методике обучения, при этом учащиеся также допускают много орфографических ошибок. Такая безграмотность устраняется при работе над неусвоенным материалом.

При больших нагрузках в школе, еще не сформировавшаяся психика ребенка может переутомляться, что также может вызвать дизорфографию.

При языковой безграмотности детей не всегда присутствуют нарушения в устной речи. Согласно сегодняшним представлениям дизорфография наблюдается из-за затруднений в усвоении морфологического принципа русского языка. Этот принцип подразумевает применения словообразовательного анализа, выделения в словах морфем. Усвоение морфологического принципа подразумевает наличие развитой правильной речи и сформировавшихся языковых умений.

Одним словом, дизорфографическое нарушение вызвано отсутствием у школьников основных базовых элементов грамотности, к которым в первую очередь относится грамотная речь и базирующееся на ней языковое чутье, способность работать с языковыми единицами, а также психическая поддержка этой работы, имеется в виду сопутствующие речевой и письменной деятельности мыслительные процессы.

Вам будет интересно

Дети будут проводить за обучением больше времени, чем за компьютерными играми
Все родители и учителя всегда ругают детей, за их незаинтересованность и ...
01.10.2014
Агрессивное поведение детей и его коррекция
Наше общество изменяется, а вместе с ним изменяются моральные нормы, ...
30.09.2014
Если ребенок не хочет в школу
Первое сентября – праздник или наказание? Все зависит от отношения ...
29.09.2014
Практика управления воспитанием ребенка
Результативное управление в обществе очень редко встречается. Начиная с ...
25.09.2013
Саратовская аттестация
Саратовские учителя не знают, что ожидать от введения новых ...
08.09.2013
Привыкаем к школе после летних каникул
В последнюю декаду лета начинается активная подготовка к новому ...
27.08.2013