Дизорфография у детей
По статистике за последние годы увеличивается количество детей, испытывающих затруднения в освоении предметов по русскому языку в школах. Проблемы с грамотностью отрицательно сказываются на личности ребенка, а также усложняют процесс школьной и социальной адаптации. Без соответствующей работы над данным вопросом ситуация может усугубиться и симптомы дизорфографии у школьника закрепятся. Дизорфография – это стойкое отсутствие способности применения орфографических правил при написании.
Дети с дизорфографией не могут увидеть сложное для написания место в слове или подобрать для него проверочную форму, таким образом, ребенок, зная правило, не может применить его на практике. Дети с дизорфографией делают ошибки при морфологическом разборе, что свидетельствует об отсутствии понятия различия лексического и грамматического значения слов. Также они испытывают трудности при определении рода, числа, склонения, спряжения, т.е. тех понятий, которые свидетельствуют о способности к обобщению.
Больше всего ошибки проявляются в самостоятельной письменной работе (пересказ, сочинение, рассказ). Здесь ученики не могут определить основной смысл прочитанного или услышанного текста, выделить главное и второстепенное в нем.
У школьника с данной проблемой не развиты некоторые неречевые психические функции, такие как способность к анализу, сравнению, обобщению, систематизации, у него низкое речеслуховое восприятие. У ребенка возникают трудности с вниманием и концентрацией, а также переключением между разными видами работы.
Подобные нарушения необходимо отличать от затруднений, которые возникают от пропусков занятий, ошибок в методике обучения, при этом учащиеся также допускают много орфографических ошибок. Такая безграмотность устраняется при работе над неусвоенным материалом.
При больших нагрузках в школе, еще не сформировавшаяся психика ребенка может переутомляться, что также может вызвать дизорфографию.
При языковой безграмотности детей не всегда присутствуют нарушения в устной речи. Согласно сегодняшним представлениям дизорфография наблюдается из-за затруднений в усвоении морфологического принципа русского языка. Этот принцип подразумевает применения словообразовательного анализа, выделения в словах морфем. Усвоение морфологического принципа подразумевает наличие развитой правильной речи и сформировавшихся языковых умений.
Одним словом, дизорфографическое нарушение вызвано отсутствием у школьников основных базовых элементов грамотности, к которым в первую очередь относится грамотная речь и базирующееся на ней языковое чутье, способность работать с языковыми единицами, а также психическая поддержка этой работы, имеется в виду сопутствующие речевой и письменной деятельности мыслительные процессы.